советы и статьи
Кто такой ребенок? Ребенок – это человек, только маленького роста, со своими границами, мыслями, убеждениями, ценностями, со своими чертами характера и потребностями. Это маленькая личность, которая растет и развивается, а родители в свою очередь поддерживают, помогают и направляют.
А что же такое деньги? Деньги – это средство оплаты услуг и удовлетворение своих потребностей. Без них никуда. Такая фраза как «Не в деньгах счастье» очень двояка, смотря с какой стороны посмотреть.
Давайте попробуем сопоставить эти два термина и разберем, что такое детские карманные деньги и для чего они нужны.
Стоит ли давать детям деньги? А если давать, то сколько? С какого возраста? Зачем они ему нужны? И как их контролировать? – задают этими вопросами родители.
Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, давайте вспомним себя, свои ощущения, эмоции и мысли, когда родители давали или не давали нам денег на карманные расходы.
Карманные деньги придают в ребенке уверенность, он чувствует себя более самостоятельным и независимым. Что же чувствует чадо, которому ничего не дают? Он чувствует себя ущемленным среди своих сверстников, в нем зарождается жадность, зависть, комплекс неполноценности, ненависть к родным. В частных случая дети начинают воровать у семьи, а позже у друзей.
Психологи утверждают, что детям необходимо давать карманные деньги. Какую сумму давать ребенку, решает родитель, но не стоит забывать, что это денежки на мелкие расходы, соответственно сумма должна быть не большой. Так ребенок научиться анализировать и ставить приоритеты, научиться планировать свой бюджет, если же сумма будет большой, то ребенок не будет ценить каждую копейку и не нужно ни о чем думать, если денег будет хватать на все «хотелки», так же это влечет к хамству и зазнайству. Тратя неразумно свои деньги, ребенок получает жизненный урок – финансовую потерю и делает выводы из неудачных покупок.
Не спешите вмешиваться сильно активно, ругать или навязывать свое мнение, не пытайтесь что-то доказывать на своих примерах, просто дайте небольшой совет или рекомендацию, предложите завести копилку – это отличный вариант чтоб научить ребенка откладывать.
В семейных разговорах рассказывайте детям о своей работе или о профессиях в целом, а если есть возможность, то можно взять его на работу, или отвести на экскурсию на какой-нибудь завод или фабрику, чтоб ребенок увидел весь механизм работы изнутри, это будет очень интересно для него, а главное познавательно. Так ему будет проще понимать, что зарабатывание денег – это большой и тяжелый труд.
С какого же возраста нужно начинать давать деньги? Большинство психологов советуют приобщать детишек с 3 лет к совместным покупкам, разрешать ему выбрать тот или иной продукт, советоваться с ним и объяснять почему нам нужна именно эта марка товара, а не другая. Беседа должна быть на равных. Все знают, что в этом возрасте они считают себя взрослыми, они настойчивы, отстаивают свое «я хочу», делают на зло, протестуют, поэтому думаю такая беседа с малышом сблизит вас и даст больше спокойного времени на покупку, ведь ему некогда капризничать, он же занят покупками, он же главный, он решает какое молоко мама сегодня будет покупать.
С 5-6 лет ребенка готовят к самостоятельным покупкам. Вспоминаете свое детство, как мама писала вам список, указывала цены и отправляла в магазин. Как же это волнительно и ответственно. Поначалу было страшно, но в то же время радостно от того, что мама доверила такое взрослое дело. А вы помните свои ощущения от первых самостоятельных походов в магазин?
А вот уже первоклассникам, карманные деньги просто необходимы! Это школа, коллектив, новый этап в жизни, новый статус. Купить булочку, водичку, например. А если ребенка кормят в школе, зачем ему деньги? На транспорт, канцелярию, ведь мы же знаем, что это жизнь, то ручка сломалась, то тетрадь закончилась, то линейку украли, либо просто на то, что родители называют «всякой ерундой». Но это так взрослые считают, а для вашего ребенка это может быть очень важная нужная вещь, а может он будет их откладывать, чтобы купить то, что он очень хотел.
Только имея свои карманные деньги, ребенок научиться ими распоряжаться!
Рекомендации экспертов и психологов – это конечно хорошо, к ним стоит прислушиваться, а вот принимать решение в этом вопросе только родителям. Никто другой не знает вашего ребенка так, как знаете его вы, только вы понимаете, когда ваш ребенок «дозрел» до карманных денег.
Нужно ли контролировать расходы?
Контроль расходов должен быть незаметным для ребенка. Сильный контроль тормозит развитие самостоятельности, раздражает и портит взаимоотношения ребенка с родными! Если уж вы приняли решение давать карманные деньги, значит вы должны доверять ребенку, не показывать своих переживаний и неуверенности в нем. Вмешиваться стоит, когда незаметно, куда уходят деньги, не видно никаких покупок, а на ваши вопросы вы слышите отговорки.
Стоит ли наказывать или поощрять ребенка деньгами?
К этому вопросу психологи относятся настороженно и считают, что оптимальный вариант – стабильная выдача небольшой суммы на карманные расходы, не взирая на какие-либо жизненные ситуации.
Можно разрешить оставить сдачу из магазина, тем самым приучите ребенка к распределению и экономии личных финансов. Что касаемо поощрения или наказания деньгами за домашние дела: вынес мусор – получил деньги, не помыл посуду – не получил денег. Тут возникает дополнительный вопрос, почему тогда семья не платит денег маме за сваренный обед, стирку, глажку, уборку, a папе за то, что починил кран в ванной, заменил перегоревшую лампочку или прибил полку к стене? Нельзя выдавать ребенку деньги за учебу или работу, так у него формируется нежелание помогать родным и пропадает интерес к учебе. В общем, ничего личного, только деньги!
Вредно формировать у ребенка представление о сверх ценности денег. Да, деньги важный, но не главный ресурс и не единственная ценность в жизни. Не забывайте обсуждать с детьми и общечеловеческие ценности.